Внедорожники Онлайн

Главная

Статьи

Зимние шины для «Нивы»
сезон 2000 года

Импортные покрышки существенно дороже отечественных (иногда в три раза и более). А поскольку для большинства владельцев "русских джипов" цена имеет очень важное значение, мы решили остановить свой выбор на отечественных шинах. Однако, чтобы иметь представление о том, насколько наши шины хуже (или не хуже вовсе?) элитных зарубежных шин, мы включили в программу испытаний японские покрышки Bridgestone Winter Dueler DM-01. А нашу страну в борьбе с этим "зимним дуэлянтом" представляли шины ВлИ-5 и ВлИ-10, а также новые модели И-511 и Кама Азимут 4х4 производства Нижнекамского шинного завода. Размерность всех шин - 175/80 R16.

Возможно, некоторые встречали и другие модели отечественных шин размера 175/80 R16. Но мы их не включили в список потому, что эти шины, хоть и имеют "нивовскую" размерность, но для ВАЗ-2121 не подходят. На их боковине есть индекс "С", что означает "шины повышенной грузоподъемности". Такие покрышки устанавливают на Газели или другие автомобили, у которых нагрузка на ось много больше, чем на Ниве.

Самые распространенные шины для Нивы - ВлИ-5 - выпускаются уже более 20 лет. Это слишком большой срок, и, конечно, ВлИ-5 давным-давно морально устарели. Но и сегодня, как и двадцать лет назад, с конвейера Волжского автозавода сходят автомобили, укомплектованные этими покрышками. Диагональная конструкция, низкие показатели эксплуатационной скорости и грузоподъемности - все объясняется "преклонным" возрастом.

Модель ВлИ-10 тоже не молода, однако это уже шины с дорожным рисунком протектора и радиальной конструкцией. Индекс "M+S" указывает на "всесезонность".

Две другие модели шин для Нивы - новые. Они радиальные, имеют довольно агрессивный рисунок, но на боковине покрышек Азимут 4х4 мы не обнаружили индекса M+S. Странно... Зато нашли слово tubeless, что означает "бескамерная". Правда, вскоре выяснилось, что камеры нужны всем без исключения.

Шиномонтаж
Шины мы монтировали сами. Купили стандартные 16-дюймовые колеса для Нивы, ниппели для бескамерных шин, запаслись балансировочными грузиками. Сначала процесс пошел как по маслу. Шины ВлИ-5, ВлИ-10, И-511 собрали очень быстро. На очереди бескамерные Азимут 4х4. Вставляем в обод ниппель, а он вываливается. Резиновый "грибок" явно не предназначен для установки в это отверстие. "Сосок" камеры толще. Что делать? Звоним специалистам-шинникам. Есть ли специальные ниппели для нивских колес или специальные колеса для бескамерных нивских шин? Нет ни того, ни другого... Единственный выход - использовать камеры, сводя на нет преимущества бескамерных шин.

Секунды и метры
Первый этап испытаний - измерение разгонной и тормозной динамики на разных покрытиях.
Специально для этих испытаний на полигоне была залита ледяная дорожка длиной около 150 метров. Автомобиль на скорости 50 км/ч въезжает на этот "каток", испытатель жмет на тормоз, все колеса блокируются, и Нива отправляется в свободное скольжение, останавливаясь через 100-130 метров. Нередко такое торможение с блокировкой колес оканчивалось разворотом машины, иногда на все 360 град. (Особенно часто это происходило на шинах ВлИ-5.) Такие заезды в зачет не идут. Во время испытаний покрытие постепенно изменяется, и это приводит к тому, что результаты "плывут". Чтобы привести все данные к одному знаменателю, в конце цикла приходится повторить замеры на первом комплекте шин, и с учетом разницы между результатами этого и самого первого заезда проводится коррекция данных, учитывающая изменение состояния покрытия.

На том же льду измерялось и время разгона Нивы до 50 км/ч. И вновь на "базовых" шинах замеры повторяются два раза.

После обработки данных стало ясно, что в этих номинациях шины Bridgestone не оставили отечественным никаких шансов. Из наших шин ближе всего к лидеру оказались ВлИ-10. Вероятно, здесь сыграла роль большая площадь пятна контакта.

Теперь разберемся со сцепными свойствами шин на снегу. По сути, повторяем те же замеры, только сейчас под колесами укатанный снег. Работать проще - автомобиль меньше разворачивает, поэтому почти нет незачетных заездов. И вновь шины Bridgestone оказались лучшими. Хотя на снегу им на пятки наступают отечественные И-511: время разгона до 50 км/ч больше всего на один процент! На снегу очень неважно показали себя шины ВлИ-5. Казалось бы, их мощные грунтозацепы должны вгрызаться в снег, обеспечивая лучшее сцепление. Но не тут-то было: скользят, старушки!

Руль - от отбоя до отбоя
С точки зрения управляемости на скользких покрытиях, Нива, мягко говоря, не подарок. Экспертам пришлось изрядно помучиться, выполняя зачетные заезды по замкнутой скользкой трассе. С одной стороны, нужно проехать трассу максимально быстро, а с другой - не улететь в сугроб. Ведь так и до опрокидывания недалеко.

Заезды проходили на извилистой трассе, проложенной по льду замерзшего озера. С каждым комплектом шин эксперт проезжает семь или восемь кругов с максимально возможной скоростью. Результатом испытаний становится не только время прохождения трассы, но и субъективная оценка надежности управления автомобилем. Бывает, что время прохождения трассы на разных шинах одинаково, но физические затраты водителя сильно отличаются. У нас, например, получилось, что на ВлИ-10 можно показать лучшее время, чем на ВлИ-5. Но это требует очень высокой концентрации внимания и больших физических усилий. В результате экспертная оценка шин ВлИ-10 ниже.

А быстрее и надежнее Нива едет на шинах Bridgestone. На втором месте - И-511. Проиграв японским шинам по времени прохождения круга, шины И-511 продемонстрировали очень высокую надежность управления.

На снежной трассе приоритеты изменились, хотя как первое, так и последнее место сохранили за собой те же модели: Bridgestone Winter Dueler DM-01 и Кама Азимут 4х4. А на второе место по времени прохождения круга вырвались старенькие ВлИ-5. Пожалуй, это лучший результат, достигнутый "пятыми" шинами в наших испытаниях.

Очень долго бились эксперты с шинами Азимут 4х4. Первые два заезда - незачет. Машину очень сложно вести в затяжных поворотах из-за непрогнозируемой и некорректируемой потери курсовой устойчивости. В результате - частые развороты на 180 градусов. И лишь выполнив в два раза больше, чем на других шинах, заездов, удалось достичь более-менее стабильного результата, который и обеспечил этим шинам твердое последнее место.

В горы!
Раз уж речь идет об испытаниях шин для Нивы, то без оценки проходимости нам никак не обойтись. А что это значит зимой? Конечно же, возможность двигаться по глубокому снегу.

Снежную целину глубиной 20 сантиметров ВАЗ-2121 преодолевает играючи на любых шинах. Но мы усложним задачу: по такой целине на Ниве нужно забраться на десятипроцентный подъем. Причем с остановками.

Сначала попробовали делать это на первой передаче. Автомобиль полз вверх, но вскоре появился запах горящего сцепления. Стоп. Рычаг селектора переводим в положение "пониженная передача". Так-то лучше.

И снова шины Bridgestone на недосягаемой высоте: очень уверенное троганье на заснеженном подъеме, пробуксовка минимальна, и при этом Нива неплохо управляется. А если попадает в колею, то без труда может ее покинуть.

Из отечественных шин лучший результат в конкурсе по проходимости показали И-511. Почти такое же уверенное троганье и продвижение по глубокому снегу, как на шинах Bridgestone. Правда, на "пятьсот одиннадцатой" Нива чуть хуже слушается руля. Сюрпризом стало то, что в глубоком снегу спасовали шины ВлИ-5. А вот ВлИ-10 с их скромным рисунком протектора справлялись со снежным подъемом гораздо увереннее. На них автомобиль и буксует меньше, и управляется лучше. Причем как на целине, так и в колее. Но утверждать, что ВлИ-5 в целом хуже по проходимости, чем ВлИ-10, мы не беремся. Вероятно, на песке или в грязи победа останется за "пятеркой". Но это уже тема летних испытаний.

* * *

Итак, бесспорным (и, отчасти, "внезачетным") победителем зимнего теста шин для Нивы стали покрышки Bridgestone Winter Dueler DM-01. Честно говоря, на другой результат мы и не рассчитывали. Ведь японские шины почти в три раза дороже любых отечественных, предназначенных для Нивы. Не многим они по карману.

А среди отечественных покрышек для Нивы победу в зимних условиях одержали шины И-511. Третье место в абсолютном зачете и второе - в национальном завоевали шины ВлИ-10. Затем - ВлИ-5. А на последнем месте твердо стоят шины Кама Азимут 4х4.

Bridgestone Winter Dueler DM-01
Производитель - Bridgestone (Япония)
Размерность - 175/80 R16
Индекс скорости - Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности - 91 (615 кг)
Глубина рисунка протектора, мм - 10,0
Масса, кг - 9,9
Бескамерная, радиальная, с направленным рисунком протектора и индексом M+S

Шины Bridgestone продемонстрировали отличные сцепные свойства на зимних покрытиях. Особенно велико их преимущество на льду. Предельные возможности Нивы на японских шинах увеличиваются не только количественно, но и качественно. Автомобиль становится прогнозируемым и послушным в управлении. Можно ехать и быстро, и правильно, и красиво.
+ все показатели на зимней дороге;
- цена.
Место в абсолютном зачете: 1

И-511
Производитель - Нижнекамский шинный завод
Размерность - 175/80 R16
Индекс скорости - S (180 км/ч)
Индекс грузоподъемности - 88 (560 кг)
Глубина рисунка протектора, мм - 9,5
Масса, кг - 10,4
Камерная, радиальная, с индексом M+S

Шина соткана из противоречий. С одной стороны, прекрасные сцепные свойства на снегу. С другой, на том же самом укатанном снегу автомобилем очень сложно управлять. Чуть что - сразу занос, а опоздал с коррекцией - так и разворот на 180 градусов. На льду наоборот - автомобиль плохо разгоняется и посредственно тормозит, но зато хорошо управляется. Не нужны бешеные вращения рулем, Нива и без того послушно "пишет" траекторию.

И-511 не пасует перед глубоким снегом, уверенно преодолевая целину практически без пробуксовки. Колея ей тоже не помеха: можно гнать Ниву по протоптанной дорожке, а не нравится - можно пойти своим путем.
+ сцепные свойства на снегу;
+проходимость;
- разгонная динамика на льду;
-сложность управления автомобилем на снегу.
Место в абсолютном зачете: 2

ВлИ-10
Производитель - Нижнекамский шинный завод
Размерность - 175/80 R16
Индекс скорости - Q(160 км/ч)
Индекс грузоподъемности - 88 (560 кг)
Глубина рисунка протектора, мм - 8,0
Масса, кг - 9,9
Камерная, радиальная, с индексом M+S

ВлИ-10 - твердый середнячок в нашем тесте. На льду продемонстрировала хорошие сцепные свойства, обеспечив Ниве уверенный разгон и надежное торможение. В то же время управляемость на ледяной дороге оставляет желать лучшего. Растянутые фазы сноса и заноса требуют от водителя точных и своевременных действий. На снегу сцепные свойства посредственны, но автомобиль ведет себя в поворотах однозначнее.

Настоящим сюрпризом стала проходимость Нивы на шинах ВлИ-10. Невзрачный на вид рисунок протектора обеспечивает автомобилю "уверенную поступь" по глубокому снегу.
+ сцепные свойства на льду;
- управляемость на льду.
Место в абсолютном зачете: 3

ВлИ-5
Производитель - Волжский шинный завод
Размерность - 175-16/6.95-16
Индекс скорости - Р (150 км/ч)
Индекс грузоподъемности - 85 (515 кг)
Глубина рисунка протектора, мм - 11,0
Масса, кг - 9,5
Камерная, диагональная, с индексом M+S

Преклонный возраст и устаревшая конструкция ВлИ-5 не позволили показать хороших результатов на зимней дороге. Низкие сцепные свойства как на льду, так и на снегу - печальный удел этой шины. Успокоением может служить лишь ее однозначность. Водителю не так сложно подобрать алгоритм управления Нивой, "обутой" в шины ВлИ-5.

Конечно же, разочаровала проходимость. Больно смотреть, когда мощные грунтозацепы беспомощно "бултыхаются" в глубоком снегу, еле-еле двигая автомобиль вперед. Да и в колее Нива на ВлИ-5 едет как безумная - постоянно шарахается из стороны в сторону. Чтобы удержать ее на прямой, порой приходится выкручивать руль на 180 градусов!
+ управляемость на укатанном снегу;
- проходимость по глубокому снегу;
- тормозные свойства на льду.
Место в абсолютном зачете: 4

Кама Азимут 4х4
Производитель - Нижнекамский шинный завод
Размерность - 175/80 R16
Индекс скорости - Q (160 км/ч)
Индекс грузоподъемности - 90 (600 кг)
Глубина рисунка протектора, мм - 9,0
Масса, кг - 10,6
Бескамерная, радиальная

Удивительно, но перед началом испытаний мы считали, что И-511 и Азимут 4х4 - "одного поля ягоды". Во всяком случае, по рисункам протекторов они чем-то похожи. Но результаты теста беспощадно свидетельствуют об обратном. Шины Азимут 4х4 совершенно не предназначены для зимней эксплуатации.

Формально это подтверждается отсутствием в маркировке индекса M+S. Но, как правило, владельцы Нив не балуют свои автомобили двумя комплектами шин, значит, "трудиться" Азимуту придется и зимой. Ох, не завидуем тому водителю, которому доведется ездить на этих шинах по скользкой дороге.
+ красивое название;
- ездовые свойства на зимней дороге.
Место в абсолютном зачете: 5

"Авторевю"

Rambler's Top100

© 2002 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.