Внедорожники Онлайн

Главная

Статьи

Скорость - враг шине

Сегодня поговорим более подробно о таком факторе, влияющем на ресурс шины, как скорость.

Вообще говоря, с очки зрения износа наилучшая скорость качения шины - ноль. Действительно, машина стоит - износа никакого. Только ходи и стирай пыль со своего автомобиля. Но шина может "постареть", поскольку все имеет свой возраст. Или какой-нибудь ученый изобретет авиамобиль, тогда шина будет едва ли не самой долговечной деталью. И будет ли она вообще нужна? Но это уже на грани фантастики, а автомобиль без колеса и шины - это уже не автомобиль. Кто-то может возразить: а без двигателя автомобиль - вообще лишь навороченный велосипед. Но не это тема нашего сегодняшнего разговора. Теперь серьезно.

Вы купили автомобиль, чтобы на нем ездить. Автомобиль движется, значит, шина, во-первых, изнашивается, во-вторых - нагревается, а температура, как известно, пагубно влияет на материал шины - резину. Кроме того, увеличивается частота циклов деформаций шины, то есть возрастает динамическая нагрузка на шину, увеличивается трение о дорогу, растет ударная нагрузка. Влияние высокой скорости движения на шины проявляется тем сильнее, чем продолжительнее движение, больше весовая нагрузка и хуже дорожные условия.

На экспериментальных данных, представленных на рис.1, видно, что с увеличением скорости качения легковых шин размером 6,70-15 с 70 до 105 км/ч и шин грузовых (220-508) с 45 до 67,5 км/ч, то есть на 50%, интенсивность износа их протектора возрастает приблизительно на 75 и 35% соответственно. Таким образом, в рабочем диапазоне скоростей их влияние на износ легковых шин существенно больше, чем на износ грузовых.

Высокая температура понижает прочность материала шин, особенно в тех местах, которые были отремонтированы. Влияние скорости и продолжительности движения на температуру шины показано на рис.2. Согласно экспериментальным данным, температура протектора грузовых шин размером 220-508 с увеличением скорости качения с 50 до 80 км/ч повышается приблизительно на 20%. Такое же повышение температуры наблюдается у легковых шин 165 R13 при увеличении скорости качения с 80 до 120 км/ч.

С возрастанием скорости качения при прочих равных условиях можно ожидать увеличения степени проскальзывания протектора в контакте шины с дорогой вследствие усиления инерционных эффектов. Это также обусловливает повышение интенсивности износа протектора шины, особенно по краям беговой дорожки.

Реализуемая высокая скорость движения может привести не только к увеличенному истиранию протектора, но и к ослаблению связи между слоями резины и тканями покрышки с возможным их расслоением и к отставанию заплат на отремонтированных участках покрышки и камеры. Все это снижает ресурс шин. Как видно из рис.3, при увеличении скорости в два раза (с 50 до 100 км/ч) пробег шин снижается примерно в три раза. Также видно: если вы двигаетесь на своем автомобиле со скоростью 50-60 км/ч (как регламентируют правила дорожного движения в городе), ваши шины не выйдут из строя раньше срока.

В заключение хочу обратить особое внимание на следующее. В условиях надвигающейся зимы некоторые из вас поставят на свои автомобили шипованные шины. Помните, что на высоких скоростях шипы могут вырваться из протектора, а летящий шип представляет реальную угрозу не только для водителя автомобиля, следующего за вашим, но и для прохожих.

"Биржа плюс авто"

Rambler's Top100

© 2002 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.