Внедорожники / suvonline.narod.ru

Материалы

Главная


Тест-драйв


Парный тест


Тюнинг

Путешествия

Галерея


Рассылка

Обслуживание

Магазин


Сервисы


Запчасти


Аксессуары


Шины / диски


Автохимия

Дилеры / цены

Автосалоны


Прайс-лист

Мультимедиа

Фотообои


Видео


Игры


E-mail


Путешествие в Мстёру на VW Tiguan

Путешествие в Мстёру на VW Tiguan

«Куда вы едете? Сначала в Мстёру, потом в Холуй? Это где такое? А-а, так бы и сказал, что в Палех». Почему вышло так, что Палех знают все, а его соседи, занимающиеся похожим промыслом, малоизвестны?

Любой научный интерес - пусть даже любительского уровня - всегда придает путешествию особый вкус и даже в какой-то степени характер экспедиции. Поэтому в этой поездке мы поставили перед собой четкую искусствоведческую цель: сравнить разные школы декоративно-прикладного искусства, расположенные в Ивановской и Владимирской областях. План исследовательской работы был прост: посетить музеи лаковой миниатюры, посмотреть на сами работы и, конечно, поговорить с людьми. Ну а в качестве транспорта мы традиционно использовали быстрый и комфортабельный кроссовер VW Tiguan.

Городок над Клязьмой
Места, выбранные нами на этот раз, славились не только народными промыслами, но и офенями - странствующими торговцами-коробейниками. Говорят, что офени из Палеха добредали аж до Балкан. Это была закрытая каста хитрецов, имевших даже свой тайный язык - чтобы сподручнее было объегоривать покупателей. Но сегодня речь не об офенях. Скажу лишь, что родные их места привольны и к бродяжничеству располагают.

Базой экспедиции мы выбрали город Вязники. Он и расположен удобно - прямо на трассе, недалеко от Мстёры, и уютен. Стоит городок над рекой Клязьмой, отчасти на ровной надпойменной террасе, отчасти на склонах - и потому верхняя его половина опутана паутиной лестниц. На обрамленной магазинами Соборной площади соседствуют неизбежный Ильич и прилепившаяся к рынку крохотная церквушка. На рынке, кстати, в базарные дни торгуют старьевщики: предлагают всякие забавные железки вроде запчастей к советским велосипедам, а то и сами древние двухколесные аппараты - «Украину» или «Турист» - за 1200-1300 рублей.

Несколько капель кваса
Три музея лаковой миниатюры за один день - явный перебор, решили мы, и для начала отправились в близлежащую Мстёру. Именно там нас и познакомили в общих чертах с историей лаковой миниатюры в здешних краях. Если писать коротко, то поначалу в этих местах (в том числе в Холуе и Палехе) население массово занималось иконописью. Все было продумано, отточено столетиями. Работали темперой - минеральными красками на основе яичного желтка, в который для консервации добавляли несколько капель кваса, а впоследствии - уксуса.

В Мстёре делали много дешевых образов, причем пользовались трафаретами. Создавали и высокохудожественные иконы под заказ, но основной бизнес сводился все-таки к ширпотребу. Правда, поговаривают, что в Мстёре и великие мастера по состариванию икон водились, да и вообще - лукавы мстерцы, непросты, ну да нам это доподлинно неизвестно. Зато точно знаем, что после революции вслед за Палехом Мстёра переключилась на роспись шкатулок из папье-маше, причем работали тоже темперой. Сейчас, правда, наблюдается обратная тенденция - мастера снова обращаются к иконописи, спрос на которую, в отличие от расписных шкатулок, растет.

Предельно плотный пейзаж
Какова характерная особенность мстёрской лаковой миниатюры? Прежде всего она отличается высокой плотностью пейзажа. Сюжеты же могут быть самыми разными - от сказочных до выполненных в духе соцреализма.

Ну а Палех и Холуй, спросили мы. Характерные признаки Палеха - черный фон и вытянутые по вертикали фигурки людей, ответила экскурсовод. Холуй же - нечто среднее между Мстёрой и Палехом. А почему Палех особенно популярен? Ну, с местными дружил Горький, вот он их и продвинул в свое время.

С ощущением познавших истину людей мы покинули экспозицию, чтобы купить сувениры. Увы, из современных изделий выбирать было нечего, уровень невысок. Приглянулась нам только одна небольшая работа со Снегурочкой и зайцами - как сообщила ответственная за торговлю сотрудница музея, ее написала как раз наш экскурсовод. Уже на улице мы рассмотрели миниатюру и с удивлением обнаружили под картинкой слово «Холуй». Тут нам стало ясно, что ничего не ясно и надо продолжать путешествие. Впрочем, в тот день мы лишь совершили небольшой променад по извилистым местным дорогам в долине Клязьмы.

Ударение на «о»
Древнее село Холуй (ударение на «о», не перепутайте - обидятся страшно) стоит на реке Тезе. Раньше она была судоходной, так что поток купцов не иссякал и село всегда было открытым, торговым, веселым. Теперь же сюда можно добраться лишь на автомобиле по местным дорожкам. Мы, к примеру, последние километров двадцать весело катили по пустынному грейдеру. В самом же Холуе бросилось в глаза, что жизнь тут бьет ключом - например, новое здание художественного училища достраивают.

Туристы в селе бывают нечасто, так что в музее нам искренне обрадовались, рассказали и показали все, то могли.

Таланты и вольнодумцы
Иконописцы из Холуя всегда славились вольномыслием. Например, запросто могли придать лику святого внешность соседа. Или еще чего учудить - так, нам на глаза попалась икона, которая была выполнена просто удивительно. Мастер написал образы на основной плоскости и на поперечных вертикальных планках: смотришь слева - видишь Бога-сына, справа - Отца, а прямо - Святой дух.

Лаковой миниатюрой в Холуе начали заниматься позже соседей: после революции там взялись писать «коврики» - настоящие картины, только без рам. Однако потом тоже принялись за шкатулки. Местный стиль? Действительно, в жесткие рамки уложить его сложно. Есть и с насыщенными пейзажами, и с черным фоном, но пропорции фигур обычные, нормальные.

Сюжеты - опять же самые разные. Вплоть до военно-мифологической тематики. Да и бытовые советские сценки попадаются на редкость искренние, душевные - например, изображение семьи на лыжной прогулке. Уровень мастерства высок, встречаются настоящие шедевры, но при этом каждый пишет в своей манере, не пытаясь жестко соответствовать каким-то рамкам. Словом, как и с иконописью - талантливые вольнодумцы. И если в Мстёре музей нам просто понравился, то тут прямо-таки яркое впечатление осталось.

Порадовала и сувенирная лавка. Цены, правда, в разы выше мстёрских (маленькая шкатулка - 1200-1500 руб.), но зато и выбрать было из чего. Не перевелись тут еще мастера и мастерицы. Статистика, кстати, примерно такая: из пятнадцати человек выпуска отделения лаковой миниатюры Холуйского художественного училища пять человек становятся миниатюристами, еще пять - копировальщиками, а последние пять не работают по специальности.

Ярмарка ремесел
Планируя визит в Холуй, имейте в виду: по весне Теза непременно разливается так, что автомобильный мостик целиком скрывается под водой. Местные плавают по селу на лодках, дома у берега подтапливает - мебель приходится загодя на чурбачки ставить. Длится это три недели, в конце марта - начале апреля. Впрочем, сейчас актуальнее другое: 17 июля в Холуе проходит ярмарка ремесел, на которую съезжаются с товаром мастера со всей России: кузнецы, плетельщики, гончары, художники по ткани - да кого только нет. Многие тут же, на месте, работают, умением хвалятся. Так что - прямой резон побывать, поглядеть.

Монументальная миниатюра
От Холуя до Палеха рукой подать, километров сорок. Но Палех, конечно, побогаче - и улицы пошире, и архитектура уже иная, не сельская. Хоть и небольшой, да город.

Не поверишь даже, что были раньше палешане крепостными крестьянами - полгода на земле работали, полгода стены храмов по Руси расписывали. Работали артельно, дело свое знали крепко и, в отличие от жителей Холуя, вольностей себе никогда не позволяли. Заданные традициями пропорции и пластику фигур блюли неукоснительно. Как рассказали нам в музее, Палех раньше стоял вдалеке от дорог и жил довольно замкнутой общиной - там и до сих пор к чужакам относятся довольно сдержанно. Сочетание упомянутой уже привычки к артельности и тяги к монументальному искусству и сформировали у местных художников характерный единый стиль.

Главное - ритм
Идею лаковой миниатюры палешане подсмотрели у федоскинцев - правда, те на шкатулках пишут маслом вполне реалистические картины. Так что стиль в Палехе изначально создавали свой - и за иконописность его были впоследствии неоднократно критикуемы. В самом деле: вроде изображены на шкатулке наши, советские люди - но вон и женщины на демонстрации на великомучениц похожи, и колхозник в майке так о косу опирается - чисто апостол. Но главное в палехской лаковой миниатюре все-таки ритм, заданный черным фоном и яркой темперой. А цвета, кстати, сильные, потому что чистые. Смешивать краски - только грязь разводить, считают палешане. Оттенки же получают иным способом - заранее нанося в нужных местах белый грунт иной плотности, а то и положив один цвет на другой, уже высохший. И верхний слой краски, хоть и непрозрачен, а начинает выглядеть иначе. Так нам в двух словах объяснили в музее, хотя впоследствии выяснилось, что применяемая в Палехе техника «плави» гораздо сложнее. Однако вернемся к главному, к ритму. Фокус в том, что по природе своей палешане очень музыкальны. В городе и по сей день есть несколько хоров, в которых поют художники. Так что и в роспись они привносят законы нотной гармонии: сюжет не важен, главное - композиция, настроение. Вот эта сверхидея в сочетании с древней техникой исполнения и ставит шкатулки из Палеха, эту монументальную миниатюру, на совершенно особое место. Остается только пожалеть, что и в Палехе декоративно-прикладным искусством сегодня занимаются все меньше. Кстати, в сувенирную лавку в Палехе мы не попали - не успели до закрытия, но, похоже, потеряли немного. Как пояснила нам экскурсовод, между работами, сделанными на заказ, и относительно недорогими поделками лежит пропасть: в отличие от Холуя, традиций выпуска качественного массового продукта в Палехе никогда не было.

Больше жизни, товарищи!
В заключение скажу лишь, что хотя и готов по итогам нашей журналистской экспедиции признать, что Палех действительно во многом превосходит соседей, мне больше по душе пришелся Холуй с его живо исполненными сюжетами, на которых жизнь кипит вечной ярмаркой. Может, это потому, что я всегда предпочитал классической музыке хорошую песню? В общем, дело вкуса - съездите сами и сравните, тем более что и края там уж больно хороши, хоть кисть в руки бери.

Путешественникам на заметку
В Холуй и Палех можно попасть через Вязники, перебравшись в сторону деревни Козлово по наплавному мосту (который в нашем случае не работал из-за высокой воды) и попав на прямоезжую, но жесткую дорогу с колеями. Иначе отправляйтесь по хорошему асфальту через Ковров. Ковров лучше проезжать насквозь - обходная дорога разбита. Оставаясь на главной улице, следует миновать круговое движение и вскоре после него свернуть налево у дома с вывеской «Спутниковое телевидение». Оттуда вы попадете на мост, и с него - на трассу. А вот Шую на обратном пути как раз лучше миновать по окружной - в самом городе аномальная концентрация «лежачих полицейских» и светофоров.

С музеями лучше связываться заранее - экскурсии по предварительной договоренности.
Мстёрский художественный музей: пос. Мстёра, пл. Ленина, 3, т. +7 (49233) 5-03-62. Открыт с 9.30 до 16.00 часов, кроме понедельника и последней пятницы месяца.
Государственный музей палехского искусства: пос. Палех , ул. Баканова, 50, т. +7 (49334) 2-19-74. Открыт с 10.00 до 18.00 часов, кроме понедельника и последней пятницы месяца.
Музей холуйского искусства: пос. Холуй, ул. Путилова, 10, т. +7 (49347) 2-91-52. 
Открыт с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и последней пятницы месяца. 
Гостиница «Вязники»: г. Вязники, ул. Комсомольская, 6а, т. +7 (49233) 2-43-95, +7 (49233) 2-02-69. Проживание от 300 руб. с человека до 2500 руб. за 3-комнатный 4-местный номер

Бортовой журнал VW Tiguan
Двигатель 2.0 TD, АКПП6, исполнение Track & Field. Экипаж 3 человека, нагрузка около 220 килограммов. Суммарный пробег поездки 1100 километров. Средний расход топлива 9.5 литра на 100 км - по-видимому, сказались пятичасовое стояние в пробках на выезде из Москвы и шины категории All Terrain. На редкость высок уровень шумоизоляции - вопреки ожиданиям гул от покрышек с сильно разреженным рисунком протектора внутрь салона не проникал. Неожиданно порадовала такая опция, как поворотные фары, позволяющие освещать траекторию на извилистых дорогах. Да и датчик дождя в период порывистых майских ливней оказался как нельзя кстати.

«4x4 Club»

© 2010 Внедорожники. All rights reserved.