Внедорожники / suvonline.narod.ru

Рули Rally GT PRO FFB, Ferrari GT 2 IN 1 FFB, Formula Force EX

В последнее время производители игровой периферии и, прежде всего, рулей, не особенно радовали новинками с технической изюминкой. Нынче выбор разных моделей не густ, и вовсе не потому, что на рынке представлено мало компаний, но скорее из-за простого отсутствия технических инноваций. Да, конечно же, любая периферия и, в частности игровая, не такая динамично развивающаяся область, как графические ускорители или процессоры. Однако то, что до недавнего времени лежало на прилавках магазинов, новым было в году, этак в две тысячи третьем, а для большинства продуктов и еще раньше.

Конечно, производители в полную "спячку" не входили, что-то интересное и необычное иной раз и проскальзывало среди кипы "железных" новостей и обзоров. Так, например, компания Thrustmaster в свое время выпустила беспроводной вариант руля Enzo Ferrari Wireless, правда, убрала из него обратную связь и вибрацию. Однако совсем недавно все же появилась одна очень интересная новинка - Thrustmaster наконец-то запустила в российскую розницу свой Hi-End руль Rally GT PRO FFB, пришедший на замену легендарного Force Feedback GT Racing Wheel.

В нише бюджетных игровых рулей с обратной связью у Thrustamster появился адекватный ответ Logitech на её Formula Vibration и новенький Formula Force EX. Модель Enzo Ferrari FFB Racing Wheel, выступающая до недавнего времени самым дешевым решением компании, обладающим обратной связью, стояла все-таки ступенькой выше, да и стоила соответственно. Сегодня ситуация изменилась и Thrustmaster наконец-то представила Low-End руль Ferrari GT 2 IN 1 FFB. Несмотря на забавное сочетание слов "бюджетное решение" и "Ferrari" модель вышла под эгидой итальянского производителя "суперкаров", о чем свидетельствует и лэйбл Ferrari на рулевом колесе, и представленное свидетельство на коробке. Таким образом, сегодня нам предстоит познакомиться с двумя новинками Thrustmaster - Hi-End решением и моделью из бюджетного сектора.

Но и это еще не все. Около года тому назад мы делали сравнительное тестирование трех рулей от Thrustmaster и Logitech, в котором, по понятным причинам, победила модель MOMO Racing, а представленный Low-End руль, от все той же Logitech, оказался полным аутсайдером и ругать его, поверьте, было за что. Но компания Logitech, разделившая наше мнение и мнение своих покупателей, решила исправить свою ошибку и выпустить замену Formula Vibration. Забегая вперед, хочется отметить, что "работа над ошибками" была сделана на совесть и скоро вы в этом тоже сможете убедиться, так как Formula Force EX стала третьим участником нашего обзора.

Теперь давайте рассмотрим технические характеристики рулей и перейдем к испытаниям.

Производитель:

Thrustmaster

Thrustmaster

Logitech

Модель:
Rally GT PRO FFB.
Ferrari GT 2 IN 1 FFB
Formula Force EX

Покрытие руля:

Резиновое покрытие.
Пластмасса с прорезиненными вставками.
Пластмасса с прорезиненными вставками.

Коробка передач:

Да (+/-).
Нет.
Нет.

Количество кнопок:

9 программируемых кнопок + 8-позиционный джойстик
11 программируемых кнопок + 8-позиционный джойстик
10 программируемых кнопок + 8-позиционный джойстик.

Подрулевые рычаги:

2 подрулевых переключателя скоростей, 2 подрулевых рычага газа и тормоза.
2 подрулевых рычага.
2 подрулевых переключателя.

Педальный узел:

Есть.
Есть.
Есть.

Количество педалей:

2 (газ, тормоз).
2 (газ, тормоз).
2 (газ, тормоз).

Особенности:

Алюминиевые педали и рычаги.
Лэйбл Ferrari.
Совместимость с PS2.
-

Комплектация:

Руль;
Педали;
Инструкция;
Крепление к столу;
Диск с ПО;
Блок Питания.
Руль;
Педали;
Инструкция;
Крепление к столу;
Диск с ПО;
Блок Питания.
Руль;
Педали;
Инструкция;
Крепление к столу;
Диск с ПО.
 

Цена на начало 2006г.

120 у.е.
 70 у.е.
85 у.е.

Тестирование рулей проводилось на компьютере следующей конфигурации:

  • Процессор: Intel Pentium 4 531 (Prescott-E0, 3,0 ГГц, 1 Мб L2, 800 МГц FSB, HT);

  • Материнская плата: Gigabyte GA-8I945P-G (i945P/ICH7);

  • Память: 2х512 Мб DDR II 533 SAMSUNG;

  • Видеокарта: Gigabyte GeForce 6600GT (128 Мб, 500/1000);

  • Винчестер: Maxtor DiamondMax 10 (200 GB, SATA-II, NCQ);

  • Кулер: ICE-HAMMER IH-3775WV;

  • Термопаста: КПТ-8. "Химтек";

  • Блок Питания: Thermaltake 420 Вт;

  • MS Windows XP Professional SP2;

  • NVIDIA ForceWare v.81.95;

  • Intel Inf Update v. 7.2.2.1006.

Играли мы на двух симуляторах - шедевре раллийных гонок Richard Burns Rally, названного в честь ныне покойного пилота Ричарда Бернса, и современной аркаде - Need for Speed MostWanted. Впрочем, для последней вообще достаточно палки с двумя кнопками и наличие руля в этой игре ровно, как и его отсутствие, не дают никаких преимуществ. То же сказать про RBR никак нельзя - симулятор обладает великолепной физикой, до сих пор не превзойденной другими игровыми продуктами аналогичного класса. Малейшая ошибка, неправильный угол входа в поворот или блокировка колес при резком торможении могут стоить нам много, вплоть до жизни пилота и штурмана. Тем самым, в этой игре присутствие руля является обязательным моментом и, в зависимости от легкости исполнения "фигур высшего пилотажа", можно судить и о качестве используемого продукта, где немаловажным является и настройка педального узла.

Thrustmaster Rally GT PRO FFB
Итак, начнем с "тяжелой артиллерии". Как мы уже отмечали, Rally GT PRO FFB был выпущен, как замена рулю Force Feedback GT Racing Wheel, ставшего в этом классе по праву "ветераном" и найдя за свой жизненный цикл немало поклонников. Напомним, модель была выпущена в 2000 году и стала первым результатом сотрудничества компаний Ferrari и Thrustmaster. Некоторые также полагают, что руль Rally GT PRO FFB является последователем не менее авторитетного руля F-1, но здесь логика отсутствует, так как устройства принадлежат к совершенно разным классам - GT Racing предназначен для раллийных гонок и аркад, F-1 - для Формула-1, о чем говорит не только название, но дизайн обода рулевого колеса. Таким образом, модели просто не сопоставимы, и сравнивать их никак нельзя.

Но вернемся к тому, с чего начали. Сегодня перед нами уже совершенно другой аппарат, с измененным дизайном и механикой рулевого колеса, а также совершенно иным педальным узлом. На счет качества последнего можно долго спорить, у кого-то тугой ход педалей вызывает много положительных эмоций, тем самым, как бы приближая симулятор к максимальному реализму, другие же, наоборот, сетуют на ощущение быстрого утомления от непродолжительной езды. Но, так или иначе, в новой версии инженеры попытались угодить и тем и другим, создав, по их мнению, "золотую середину".

Но "золотую" ли на самом деле? Опять же сказать наверняка очень сложно, как правило, каждый подбирает "платье под себя", однако, на наш взгляд, ход у педалей должен быть плавным, но не очень легким, так как в этом случае о какой-либо игре с газом и тормозом можно забыть. Далее, не менее важным моментом является чувствительность педального узла. Очень часто на дешевых моделях приходится видеть такую картину - либо педали делаются по принципу кнопок (есть контакт/нет контакта), правда, таковых устройств единицы, или же, чтобы педаль сработала, ей нужно пройти более 70% процентов своей траектории, т.е. в большей части она работает "вхолостую". Из-за этого "руление газом", как выражаются профессиональные гонщики, осуществить невозможно. Судите сами, как можно правильно газовать на таком коротком ходу (менее 30%)? Да никак! Соответственно, хотите добиться каких-то результатов, нежели просто убить время за очередной "гонкой", - обходите такие модели стороной.

Оценив в совокупности все составляющие педалей Rally GT PRO FFB, можно присудить им 4 бала. Педали хорошо держатся на полу, не скользят и не вылетают из-под ног. Они имеют плавный ход, неплохую чувствительность, но, кажутся несколько неправдоподобными из-за легкого нажатия. Впрочем, сказать, что они не удачны нельзя, для большинства, мы уверены, они будут оптимальны.

Отойдя от темы педалей, давайте рассмотрим руль и его настройку.

Вопреки ожиданиям, проблем с установкой, каковые были на предыдущих моделях Thrustmaster, не было, инсталляция фирменного пакета ПО прошла без проблем, и даже без перезагрузки устройство было готово к работе.

Одним из достоинств Rally GT PRO FFB можно назвать возможность настройки пяти независимых осей, т.е. игрок может настроить одновременно ручной тормоз, сцепление и обзор из кабины. Не сказать, что в этом есть большая необходимость, но в плюсы руля записать данный момент все-таки можно.

На втором скриншоте можно увидеть стандартные эффекты для проверки обратной связи. Кроме того, здесь же можно настроить силу отдачи, чувствительность и сопротивление руля. Последний эффект лучше всего ослабить, потому что в стандартном режиме руль кажется очень тугим.

А теперь рассмотрим сам руль. Обод рулевого колеса имеет полностью прорезиненную поверхность, остальные элементы сделаны из пластика. В свою очередь, накладки на педалях и все четыре подрулевых рычага, два из которых заменяют педальный узел, а оставшиеся два представляю, как это говорится, в терминологии журнала TopGear, - "ушастую" коробку, выполнены из алюминия. Справа от руля расположена автоматическая коробка передач, правда, оной пользоваться совсем не хочется - уж больно она расшатана, а переключать передачи можно вообще струей воздуха.

Расположение кнопок можно назвать удовлетворительным, правда, некоторыми из них можно будет пользоваться только не в раллийных гонках, а, например, в симуляторе "Дальнобойщики".

Но все-таки внешне руль выглядит очень привлекательно, если не считать, что алюминиевый сердечник (место крепления рулевой колонки) из-за плохого качества клея все время отваливался.

Крепление к столу у модели стандартное для всей линейки рулей Thrustmaster.

Надо сказать, крепеж непрактичен. Чтобы надежно закрепить агрегат на столе, нужно приложить немалое усилие, а, учитывая тоненькую пластмассовую ручку и такую же резьбу, сломать крепление можно в два счета. Посмотрите сами, вот как выглядит "подкова" с присосками после первой же установки:

В игровом процессе Rally GT PRO FFB оставил о себе такие же неоднозначные впечатления. С одной стороны, приятный на ощупь и массивный руль создал ощущение качественного продукта, с другой, на такое сильное сопротивление механика руля оказалась не рассчитанной, из-за чего центрирование происходило очень медленно и неохотно.

Далее - практически полное отсутствие люфта оси не позволит как следует передавать "дорожные эффекты", будь то удары или неровная дорога - рулю просто негде "разгуляться", тем самым становится уже не так интересно.

Связь с виртуальной машиной отсюда тоже не очень высокая - моментальное реагирование на все события виртуального мира у модели не получается. А вот с отключением обратной связи автомобиль становится куда более послушным, правда, интересность такой езды сводится к минимуму - никакой отдачи и возвратности, создается впечатление, будто крутишь дешевую поделку. Зато педали, надо сказать, сбалансированы удачно - никаких претензий к ним нет.

Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB
Модель Ferrari GT 2 IN 1 получила индекс "2 в 1" не случайно. По аналогии с другими продуктами Thrustmaster, имеющими идентичное наименование, руль рассчитан не только на персональные компьютеры, но и приставки. Как заверяют производители, модель имеет 100% совместимость с Sony PlayStation 2, для чего на кабеле имеется специальный интерфейс.

К сожалению, проверить совместимость руля с консолью предыдущего поколения мы на момент тестирования не смогли, зато сделать это на ПК нам ничто не мешало.

Итак, руль выпущен под эгидой Ferrari, правда, Thrustmaster не уточнила, у какой модели позаимствован дизайн рулевого колеса. Но если вы внимательно посмотрите на Rally GT PRO FFB и Ferrari GT 2 IN 1, то можете увидеть, что за исключением четырех дополнительных кнопок у последнего, в остальном дизайн рулей идентичен. И это хорошо, ведь он очень удобен. Двукратная разница в цене как-то должна компенсироваться, и посему модели имеют ряд отличий. Во-первых, по поводу педального узла надо сказать изменений, к счастью, не много, более того, значимых изменений нет вообще, убраны лишь алюминиевые накладки, а это мелочи. Во-вторых, исчезла бестолковая коробка передач, ровно, как и ее аналог в виде двух подрулевых рычагов, что в принципе тоже можно пережить. Значимым же ущемлением модели Ferrari GT 2 IN 1 стала пластиковая поверхность руля. Конечно те места, где по идее должны лежать руки, имеют резиновые вставки, но, будучи в некотором роде дилетантами по части профессиональных гонок, хочется держаться и за верхнюю часть обода, и за нижнюю и так далее, в общем, кому как удобно, а от пластика ладони быстро потеют и скользят.

Очень понравилось расположение кнопок. Помимо тех, что находятся в не совсем удобных местах (о них мы уже говорили выше), вмонтированные в обод кнопочки приходятся очень кстати. При правильном держании руля, на одной из четырех кнопок можно настроить ручной тормоз, например.

Крепление к столу идентично предыдущему рулю, при тестировании, мы даже не распаковывали собственный крепеж Ferrari GT 2 IN 1, а использовали от Rally GT PRO FFB, ровно как и блок питания.

Программное обеспечение схоже с предыдущей моделью, поэтому особо комментировать ничего не приходится.

На практике Ferrari GT 2 IN 1 позабавил. "Развалившаяся Феррари" - вот так вот, очень коротко можно окрестить это устройство. Дело в том, что, если у модели Rally GT PRO FFB люфта рулевой оси практически нет, то на данном экземпляре инженеры явно "оторвались" - при резких поворотах так и кажется, что "баранка" вот-вот отвалится…

К счастью, такого не случилось, но колотит модель как больного при приступе эпилепсии. Извините за такое сравнение, но поведение руля при эффектах обратной связи лучше не описать. Даже просто пошатав руль "в простое", кажется, что его забыли затянуть. Что-то не ладится у инженеров с "золотой серединой" - там перетянули, тут недотянули, Enzo Ferrari в свое время был чуть ли не образцом, а здесь такой беспорядок. Впрочем, вы можете посчитать нас излишне придирчивыми и будете правы. Всю "индивидуальность" руля можно очень быстро освоить, как говорится, это дело привычки. А что касаемо остальных характеристик, то здесь Ferrari GT 2 IN 1 не ударил в грязь лицом - возврат в центр осуществлялся очень быстро, чувствительность оказалось очень хорошей, а дорожные эффекты, как мы уже говорили, модель передает даже больше, чем надо…

Logitech Formula Force EX
С чувством острой боли в животе мы вспоминаем предшественника Formula Force EX - Formula Vibration. В обзоре мы дали ему очень нелестную характеристику и вот спустя год, познакомившись с моделью еще лучше, можем сказать, что она даже хуже, чем мы писали тогда. Не хочется ворошить прошлое, но, тем не менее, не вздумайте покупать себе этот руль - сэкономите пусть и не большие, но деньги, а самое главное - нервы.

Впрочем, инженеры Logitech свою ошибку наконец-то признали и решили выпустить замену Formula Vibration. Стояла очень важная задача - переработать продукт, при этом не сильно увеличить стоимость новинки. И подошли к этому вопросу в Logitech очень тщательно. В первую очередь, было решено изменить педальный узел, за что инженеры взялись основательно, начав с порта. Они заменили RJ-11 на COM-порт. На этом фантазия закончилась. Да, педали остались абсолютно такими же - непослушными, с чрезмерно легким ходом, а что самое главное, просто с ужасной чувствительностью.

Лишь утопив педаль почти "в пол", понимаешь, что она наконец-то сработала. Говорить про систему анти-скольжения на полу и не хочется вовсе - если педальный узел не упереть во что-либо, например, в стену, считайте, всю игру будете ловить их где-то под ногами, попадая то на газ, то на тормоз, а то и вообще мимо.

К счастью, сам руль, его крепление и все характеристики - полная противоположность педальному узлу. Выглядит руль очень просто, без каких-либо глупых вырезов, как у предшественника и "наворотов". Правда, в стиле Logitech кнопки расположены где попало и как попало, из-за чего пользоваться ими трудно. Все остальное сделано очень качественно и аккуратно.

Обод руля выполнен из качественной пластмассы, совсем не похожей на голый пластик у Ferrari GT 2 IN 1. Кроме того, имеются дополнительные резиновые вставки красного цвета. Сложно сказать, что инженеры пытались имитировать, карбоновое покрытие выглядит по-другому, но место соединения выполнено в форме шва.

Крепление к столу просто идеальное - удобное, простое и надежное, придраться просто невозможно.

Установка и настройка аппарата не заставила себя долго ждать. После инсталляции фирменного драйвера, руль был готов к работе.

Что касается практических испытаний, то рулем мы были очень довольны. Есть некоторые претензии к недостаточной силе вибрации, но таким образом уменьшился шум, издаваемый рулем, а это компенсирует вышесказанное. В остальном продукт сделан как часы - чувствительность идеальная, возврат в центр моментальный, люфт рулевой оси в пределах нормы. Одним словом, если с педалями инженеры явно решили схалтурить, то руль был сделан на совесть. И если бы Logitech не поленилась сделать нормальный педальный узел, Formula Force EX мог бы заслужить одну из наших наград.

Выводы
Как бы странно это не звучало, но рекомендовать к покупке данные рули можно только с натяжкой, они имеют много плюсов, много достоинств, но и недостатки у них очень весомые. Если вы обладаете не слишком шикарным бюджетом, а комфортно играть в любимый симулятор очень хочется, вполне обоснованным выбором может стать Ferrari GT 2 IN 1. Для остальных моделей можно дать только советы - действительно хорошей покупкой будет являться Formula Force EX, но только с заменой педального узла. Что касается Rally GT PRO FFB, ему необходима регулировка механики.

В итоге, сегодня в классе Hi-End самым оптимальным решением остался Logitech MOMO Racing. В свою очередь, в "середнячках", на наш взгляд, бесспорным лидером является Thrustmaster Enzo Ferrari FFB и никто иной.

3DNews


Thrustmaster Rally GT PRO FFB


Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB


Logitech Formula Force EX

© 2006 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.