Внедорожники Онлайн

Главная

Статьи

Штурманские лампы

Темное время суток дает то незабываемое ощущение свободы и мимолетной власти над временем, которого нам не хватает днем. И все бы замечательно, если бы мы передвигались исключительно по хорошо знакомым и прекрасно освещенным городским улицам и магистралям. А то ведь приходится забираться и в такие дебри, где можно надеяться лишь на карту, компас и собственную интуицию. А что это значит? А то, что для ночных вылазок на природу (а тем более соревнований) машину необходимо укомплектовать штурманским светом.

Судя по разнообразию фирменных и самодельных конструкций (какое можно наблюдать в закрытом парке любого ралли или трофи-рейда), штурманский свет - понятие растяжимое. Но до каких пределов? На этот вопрос нам и постарался ответить кандидат в мастера спорта по автомобильному ралли, штурман с многолетним стажем Дмитрий Зыков.

Главная задача штурманской лампы - освещать легенду, которую держишь в руках. При этом важно, чтобы свет от нее (не только прямой, но и отраженный, скажем, от ветрового стекла или зеркала заднего вида) ни в коем случае не попадал в глаза пилоту! Дело в том, что глаз человека естественным образом адаптируется к общему уровню освещенности, а блик непременно изменит этот хрупкий баланс. В нашем случае это будет означать, что пилоту станет труднее различать нюансы трассы. Чем это может закончиться, надеюсь, объяснять не надо. Таким образом, лампа должна давать направленный и желательно фокусируемый пучок света. Обязательно нужна и регулировка яркости. Ведь чем темнее вокруг, тем тусклее должен быть свет - в ночном лесу даже отражение от легенды может заметно осложнить жизнь пилоту. Да и штурману тоже нужно периодически отрывать взгляд от бумаги и смотреть на дорогу. Привыкнув же к мощному освещению, он просто не сможет разглядеть малозаметный ориентир. А вот в сумерки все наоборот - легенду желательно высветить поярче.

С этими противоречивыми мыслями мы и отправились на поиски прибора, идеально подходящего «на роль» штурманского света. В большинстве магазинов нас просто встречали вопросами: «А что это?» и «Зачем это надо?». Приходилось доходчиво объяснять... Нашелся, правда, один находчивый продавец, который посоветовал приобрести налобный спелеологический фонарик (продается в любом магазине турснаряжения). Цена 120-150 рублей, питание - от плоской батарейки, которую можно либо закрепить на затылке, либо положить в карман. Но в любом случае этот вариант не слишком удобен: свет данного прибора, закрепленного на «штатном месте», будет направлен исключительно туда, куда вы повернете голову. Это терпимо, пока вы смотрите на легенду, но стоит вам поднять голову, чтобы свериться с местностью... как вы не увидите ничего кроме отраженного блика. К тому же прыгающий свет спелеологической «штурманки» способен ослепить пилота. Но как бы там ни было, полностью исключать такой фонарь из джиперского арсенала не стоит: он вполне может пригодиться как для ночного ремонта, так и при проведении «мелиоративно-земляных» работ.

Наиболее распространенным вариантом из представленных в продаже «штурманок» оказался светильник, гибкий кронштейн которого вставляется в прикуриватель. Такие модели выпускают и известные фирмы (вроде Bilthema), и безродные китайские производители. Последние, как вы догадываетесь, дешевле: от 130 рублей. Цены же на фирменные изделия начинаются с 220. Но независимо от производителя эта конструкция подойдет далеко не для любого автомобиля. Так, на «Ниве» и «УАЗе» она вообще не применима: в первом случае «розетка» находится на центральном тоннеле, во втором отсутствует вообще... Для использования такой лампы прикуриватель должен быть расположен исключительно на центральной консоли выше уровня коленей передних седоков, причем желательно иметь некоторое смещение вправо. А гибкий кронштейн лампы должен быть как можно короче и жестче, иначе она начнет раскачиваться, а световое пятно прыгать. Так что даже для изделий всемирно известных фирм 15 см полужесткого «удлинителя» - это крайний предел. Конечно, можно самостоятельно усовершенствовать конструкцию: снять штепсель, нарастить провода и жестко закрепить подсветку на «торпедо» перед штурманом, тем самым сократив длину гибкого кронштейна до необходимого минимума.
Выбирая штурманскую лампу такого типа, надо учитывать не только жесткость «ноги», но и качества «головы». По последнему параметру мы сразу же отвергли почти половину встретившихся в продаже моделей. Лампы давали... ровный рассеянный свет во все стороны (а значит, и в глаза пилоту). Часть ламп не устроила нас тем, что в них используются галогенки редких моделей. Если такая перегорит, то найти замену будет нелегко. И хотя оптимальную ширину пучка мы все-таки подобрали... встроенной регулировки яркости не оказалось ни на одной из магазинных «штурманок» данного типа.

Удобной и недорогой альтернативой лампам на кронштейнах являются «глазки», которыми с недавних пор комплектуют некоторые отечественные автомобили. Такая штурманская лампа крепится на потолке и дает концентрированный пучок света, который легко направить, чуть повернув «глазок». Правда, в нашем случае подойдет не любая конструкция. Вазовские «штурманки» (для «восьмерок» и «десяток» по цене 60-80 рублей) дают слишком широкий поток. Это хорошо лишь на шоссе, где такая «штурманка» успешно нейтрализует дальний свет, слепящий вас через зеркала заднего вида. В любом другом случае она вредна для зрения водителя.

Гораздо удачнее плафоны от «41-го» «Москвича» (80-120 руб.) и «Газели» (100-150 руб.). В их корпусе сблокированы штурманская лампа и общее освещение. Включаются они, естественно, раздельно. Плафон «Москвича» компактнее по габаритам. Зато газовский предпочтительнее, если вы хотите заодно улучшить и общее освещение салона: вместо одной лампочки в этом блоке установлено три. И хотя регулировки яркости и фокусировки отсутствуют и здесь, отечественные плафоны обладают тремя неоспоримыми достоинствами: удачной шириной светового пучка, невысокой ценой и стопроцентно жесткой фиксацией в заданном положении. Однако в случае, если внедорожник не оборудован жестким «подвесным потолком», обеспечивающим в месте крепления лампы не менее 4 сантиметров пространства до железа крыши, главным недостатком станет сложность крепления. Приходится искать мыльницу подходящего размера, которая могла бы послужить корпусом плафона.

Еще одним вариантом, вполне подходящим для работы штурмана, оказались компактные лампы, крепящиеся на прищепках. Правда, их «скользящий» свет не дает четко очерченного пятна, однако и в глаза пилоту не бьет, поскольку сама лампа крепится прямо на край штурманской доски. Но тут есть два серьезных «но»: во-первых, далеко не все штурманы ездят с досками, а во-вторых, если на какой-нибудь кочке доска выскочит из рук, лампа от удара легко может «отдать концы». Закрепив же такой свет в каком-либо другом месте, вы теряете основное достоинство данной конструкции - подвижность.

Поход на радиорынок открыл перед нами новые горизонты... Оказывается, в машину можно успешно установить штатный штурманский свет от какой-нибудь военной техники. Например... от стратегического бомбардировщика. В нем используется обычная отечественная лампочка подсветки автомобильной панели приборов. К тому же есть возможность регулировки яркости! Вот только расположить военную «штурманку» во внедорожнике нелегко: в отличие от автомобильных «глазков» она не поворачивается и для оптимального освещения легенды надо тщательно выбирать место и угол ее установки. Эксперименты показали, что нужного результата легче всего достичь, если машина оборудована трубчатым каркасом безопасности: лампу можно крепить прямо к нему под нужным углом. Неплохо показала себя и кондовая на первый взгляд лампа от танка - с жестяным «абажуром» на мощном жестком кронштейне. Она дает хороший направленный свет, и ее можно без особого труда привернуть к передней панели или стойке крыши. Только не забывайте о пассивной безопасности, выбирая место для кронштейна: неудачно закрепленная мощная железная конструкция может серьезно травмировать в случае «улета». А вот штатный штурманский свет от командирского «уазика» мы забраковали сразу. Низко расположенная лампочка заставляет постоянно нагибаться, а если ее переместить повыше, начинает слепить водителя.

Потратив на поиски немало времени, мы поняли, что в абсолютном большинстве случаев регулятор яркости придется устанавливать дополнительно. Не мудрствуя лукаво, мы «пригласили» на эту роль реостат, регулирующий яркость подсветки приборов. Характеристики этого переменного резистора примерно одинаковы во всех автомобилях, где для подсветки используются 3-5-ваттные лампы накаливания.

Так какая же лампа лучше подойдет для штурманского света? На этот сакраментальный вопрос мы, к сожалению, так и не смогли ответить однозначно. Но, правда, кое-что выяснили (смотри выше)...

"Клуб 4x4"

Rambler's Top100

© 2002 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.