Внедорожники Онлайн

Главная

Статьи

Расширяем возможности хай-джека
Крючья, карабины и "капелька"

Сколько в джиперском обиходе можно придумать применений для обычного хай-джека? С ходу и сосчитать сложно. Этой штукой даже орехи колоть можно! Но основных функций у него две - поднимать и тянуть. Правда, порой машина застревает в столь неподходящем месте, что делать это становится крайне неудобно. Тогда-то и приходят на помощь различные приспособления, повышающие возможности стандартного офф-роуд домкрата...

Обычно подобные устройства разрабатывают и производят фирмы, специализирующиеся на офф-роудном инвентаре. Они отличаются высоким качеством, надежностью, но массовому распространению фирменных приспособлений, увы не способствует их стоимость... Но, к счастью, красочные каталоги именитых производителей наряду с покупательскими инстинктами стимулируют и мозговую активность, в результате которой и обрастает хай-джек разнообразными полезными штуковинами, сделанными "по мотивам", а то и вообще придуманные с чистого листа.

Вот, к примеру, ситуация: машина "улеглась" бампером на твердую ступеньку и повисла. Соответственно клюв домкрата под этот самый бампер уже не подсунешь. Что делать? На этот случай есть особая насадка, выглядящая как мощная железная загаулина, надеваемая на клюв. Без специального оборудования изготовить нечто подобное в домашних условиях практически нереально. Но можно поступить иначе. Берем хай-джек, в проушину клюва вешаем шакл, а на него - цепь (лучше две) с крюком на конце. Если же "в закромах" есть альпинистские карабины, это даже удобнее. Собранную конструкцию по возможности ровно устанавливаем перед автомобилем, цепляем крюки по кенгурин. Правда, существует одно "но": система работает, только когда, на бампере или кенгурине есть ребро, за которое можно зацепить крючья. Если же бампер сделан из швеллера с гладкой нижней поверхностью, то можно попытаться зацепить крюки за дальний край, но тогда нагрузки увеличатся и появляется риск либо разогнуть бампер, либо крюк... Впрочем, отчаиваться не стоит. Вместо карабинов или цепей вам понадобится небольшой, но прочный кусок стропы или пожарного шланга. На обоих концах в нем надо прошить петли. Когда автомобиль садится на бампер, просто протаскиваем под ним стропу (возможно, придется прорыть для нее канавку) и, вставив в петли по широкому шаклу, надеваем их на клюв хай-джека. Теперь можно поднимать машину. А вот "ронять" ее, "привязанную" к домкрату не стоит: можно ненароком повредить и то и другое. Лучше не полениться и подложить бревнышко, снять стропу и "переставить" автомобиль в сторону со второй попытки.

О том, как использовать хай-джек вместо мощной ручной лебедки, мы писали не раз. И все бы хорошо, но всегда была одна большая проблема: как укорачивать трос после того, как домкрат выбрал весь рабочий ход? Перевязывать его каждый раз - занятие утомительное и неблагодарное. Есть ли альтернатива?

Обратимся к опыту альпинистов и спелеологов. Поскольку они еще активнее джиперов пользуются различными тросами, то в их арсенале, разумеется, наличествуют всевозможные зажимы и укорачиватели. Нам остается лишь выбрать из них приспособление, способное выдерживать большую нагрузку и при этом не закусывать трос. Поход по магазинам туристического снаряжения и консультация у знакомых скалолазов убедила меня в мысли, что наиболее подходящей в данном случае конструкцией является "капля". А работает эта "капля" до гениального просто: трос поворачивается на 90 градусов вокруг прижимного язычка, которым и стопорит сам себя на выходе. Чем сильнее тяговая нагрузка, тем крепче держит "капля". Ослабляем усилие - и трос начинает ходить свободно. Закусывание невозможно в принципе. Остается лишь проверить, насколько прочна эта, вне всякого сомнения, ценная вещь.

Разматываем трос, закладываем его в "каплю" (одна ее стенка поворачивается, открывая механизм, чтобы не протаскивать сквозь него весь трос), закрываем крышку и цепляем систему между деревом и домкратом. Выбираем руками через альпинистский зажим слабину и начинаем работать ручкой хай-джека. "Уазик" медленно, но легко подтягивается сквозь сугроб. Но ведь он не "сидит"! А потому для имитации реальных условий увеличиваем нагрузку: сажаем за руль человека, который изо всех сил будет жать на педаль тормоза. Качать хай-джеком приходится уже вдвоем, но тем не менее машина едет! И вдруг громкий хлопок и трос моментально провисает. Увы, "капля" не выдержала... Вскрытие показало, что лопнул по оси прижимной язычок. Он оказался алюминиевым! И это при том, что все остальное было сделано из стали. Вот уж воистину, где тонко, там и рвется. Но, впрочем, унывать мы пока не собираемся. Покажем сломанную деталь фрезеровщику, попросим сделать такой же язычок из хорошего материала, а там уж вновь попробуем "каплю" в деле. Уж больно правильная у нее конструкция...

"Клуб 4x4"

Rambler's Top100

© 2002 Внедорожники Онлайн / SUV Online. All rights reserved.